Логотип - В грибе

ГРУППИРОВКА
ПРОТЕЗ

Иконка - меню

Они украшают нашу жизнь (1996-1997)

Из воспоминаний Дмитрия Алексеева (ЦТИ):

Единственный коммерческий проект ЦТИ, что не помешало ему стать провокацией в духе театра «Косой Косяк». Был создан ряд портретов известных и состоятельных людей с целью продажи им их, а правильнее сказать «втюхивания». Перформанс начинался с похода в читальный зал Публичной библиотеки, где бралась газета «Коммерсант Daily» – удивительное детище 90-х, по сути – каталог знаменитостей и богачей, где кроме крошечной черно-белой фотографии и биографии можно было почерпнуть телефон господина или госпожи! «Шпионским» фотоаппаратом, специально собранным Д. Алексеевым для этих целей, производилась пересъёмка крошечных портретов. Проявленный негатив проецировался на холст и обводился грубым контуром. Эту часть работы выполнял Алексеев. Цвет чаще всего выбирал Межерицкий, закрашивали сообща. Игоря часто приходилось останавливать при попытке покрасить лицо зеленым или синим цветом… Потом следовал телефонный звонок изображенному гражданину. «Мы, художники ЦТИ, наслышаны о вашей деятельности на пользу общества и вдохновились написать ваш портрет»… Как правило, забивалась стрелка, торжественно демонстрировался портрет… Дальше всё зависело от выдержки человека. Было интересно наблюдать за выражением его лица. Обычная реакция – шок и молчание. Надо заметить, что все персонажи (за редким исключением) были деловыми людьми и современное искусство не понимали. При взгляде на свой портрет, они, скорее всего, подозревали издевку.


Игорь Межерицкий (справа) и Дмитрий Алексеев (в противогазе) с портретом графа Осинцева, хозяина ресторана "Кэт" на Караванной

Обычно задавался вопрос о дальнейшей судьбе картины. «Если вам нравится портрет, вы можете его приобрести. В ином случае мы будем его показывать на российских и международных выставках». Последняя фраза звучала для портретированного почти как угроза. Большинство портретов было куплено. Отказались купить Теймураз Баллоев, Борис Эйфман (сославшись на отсутствие денег), директор завода «Дагвино». Благополучно состоялась продажа портретов графу Осинцеву, хозяину ресторана «Кэт», Борио Вальтеру Альмо (директору филиала «Чупа-Чупс») и др., чьи имена уже трудно вспомнить.


Вручение портрета директору Русского Музея г-ну Гусеву. Примерно 1997 г.

Директору Русского музея Гусеву портрет был торжественно подарен. Несколько портретов экспонировалось на выставке Института Эксперимента и Перформанса в кабинете В. И. Ленина в Смольном в 1997 г. Несмотря, на относительную коммерческую успешность, работа над серией была прекращена ввиду усталости художников от психологических трудностей при общении с клиентами из мира бизнеса. До наших дней сохранились портреты Эйфмана и кинематографиста М.С. Литвякова, друга ЦТИ.


Вальтер Борио Альмо (директор филиала "Чупа-Чупс") и Игорь Межерицкий. Слева портрет самого Вальтера Борио Альмо, справа портрет М. С. Литвякова. Фото сделано в 1997 в кабинете-музее Ленина в Смольном. Мексиканец искренне был рад портрету, который передал его жизнерадостный характер. "Я его мама в Мексика отправлять! Мама стенка вешать!" – сказал он.

Точно идентифицировать лиц, изображённых на портретах (кроме Эйфмана и Литвякова), пока что не удалось.