Логотип - В грибе

ГРУППИРОВКА
ПРОТЕЗ

Иконка - меню

Практика уличного арта.

Газета "Коммерсантъ", 6 ноября 2009 г. Оригинал: http://kommersant.ru/doc/1269102

"Порнохолокост" в галерее Марата и Юлии Гельман
Самый молодой член одиозной петербуржской арт-группы "Протез" Григорий Ющенко в прошлом году добрался до шорт-листа премии Кандинского, но уступил Диане Мачулиной. Теперь господин Ющенко с коллегами Александром Вилкиным и Игорем Межерицким покоряют столицу групповой выставкой. ВАЛЕНТИН Ъ-ДЬЯКОНОВ не нашел причин отрицать устроенный питерцами "Порнохолокост".
Некоторым санкт-петербургским художникам тяжело нести бремя культурного человека. Единственной возможностью стряхнуть с себя музейную пыль Северной Венеции они видели в экспрессионизме и нарочито низовых сюжетах. История северного экспрессионизма началась еще в 1950-е с великого художника Александра Арефьева. Он делал акварели о быте люмпен-пролетариата, драках, пьянках и других развлечениях рабочего класса. Через тридцать лет его дело продолжили "Новые художники" под управлением Тимура Новикова. В 90-е поднялась очередная волна "эксов": "Новые тупые" и "Академия Тижолава Искусства". Последняя породила на свет одно из самых ярких явлений питерского искусства нулевых — арт-группировку "Протез", в которую входит основатель академии Игорь Межерицкий.
"Протезы" настойчиво отталкиваются от сложившегося в массовом сознании образа "интеллигентного петербуржца". Репутация питерцев как утонченных любителей искусства спародирована "Протезами" в акции "Мы пришли пожрать", когда художники ходили по открытиям выставок и собирали выставленное для посетителей угощение в трехлитровые банки. Всем известно, что в Санкт-Петербурге охотнее всего по России голосуют за партии либерального направления. "Протезы" поиздевались и над этой особенностью северного менталитета в акции "Продажа голоса": в день выборов в Государственную думу 2 декабря 2007 года участники группы и сочувствующие стояли у избирательного участка с плакатами "Продам свой голос". Через пару минут их забрали: творчество "Протеза" вызывает неизменный интерес у милиции и защитников нравственности.
Основной продукцией "Протезов" являются разрисованные в цветах Матисса и эстетике сортира рекламные плакаты с улиц города. На выставке "Порнохолокост" громадные баннеры, оповещающие прохожих о визите Тото Кутуньо, декабрьских вечерах Аллы Пугачевой и т. д., превратились в плакаты несуществующих фильмов. Сюжеты своих картин "Протезы" черпают в самых фантастических закоулках желтой прессы, газете "Мир криминала", к примеру. Визуальный ряд верен выбранным отрывкам: мы видим жену, отрезавшую член своему любовнику, брутально-багрового мужчину с тесаком (по сообщению газеты "Мир новостей", он обиделся за то, что его назвали "импотентом" и искрошил обидчиков в мелкую капусту). В общем, детям до шестнадцати не смотреть. "Протезам" легче всего дышится на улицах, и поэтому они не стали вешать свои плакаты на стены вполне буржуазной галереи, а прикрепили к грубо сколоченным конструкциям из досок.
Трогательная забота о том, чтобы создать цельный ансамбль, а не просто показать несколько работ,— не единственное, что свидетельствует о развитом эстетическом чувстве "Протезов". В многофигурных композициях "Порнохолокоста" видны хорошо усвоенные уроки академической компоновки. Легко представить себе господ Ющенко, Межерицкого или Вилкина школьниками в Русском музее или Эрмитаже. Они наверняка подолгу стояли у полотна Федора Бруни "Медный змий", картины Джулио Романо "Любовники" и проникались мыслью о том, что великое искусство всегда повествует о сексе и насилии, насилии и сексе.