Логотип - В грибе

НАТАЛЬЯ
РОМАНОВА

Иконка - меню

Дяди и тети вывернулись наизнанку

газета "Смена" №? (1998 или 1999 г.)

Знаменитый художник Макс Эрнст любил повторять, что в коллаже главное - не клей (в конце концов один кусок бумаги можно приклеить к другому и хлебным мякишем), а идея. Идеи, как известно, просто так не разгуливают по улицам. Они, как правило, приходят в голову творческим людям. Художник Наталья Романова собралась снести в макулатуру большую связку старых иллюстрированных журналов типа “Огонька”, но в последний момент решила вырезать все цветные репродукции с картин Репина, Саврасова, Поленова, Перова, а также Филонова, Малевича... Список можно продолжить до 100 фамилий. Попали туда и зарубежные классики от Эль Греко до Сальвадора Дали.
Но и кучей вырезанных репродукций Наталья Романова наслаждалась недолго. Ей пришла в голову мысль, что все эти “картины” можно перевести в но¬вое художественное качество, если использовать их не буквально, а метафорически. Результат можно созерцать теперь в галерее “ Борей” (Литейный, 58).
Очень помогло Наталье Романовой то, что она еще и стихи пишет. И поэтому она хорошо знает, в чем сила и мощь метафоры. Наталья Романова решила “невидимое сделать видимым”. Вывести, если так можно сказать, внутренний мир человека наружу. Буквализировать его. Цель необычная и трудная. К тому же вдруг мир внутренний окажется чудовищно страшным?
Но Романова все-таки рискнула и придумала несколько десятков типичных ситуаций, в которых действуют двое (Он и Она). Он что-то Ей рассказывает о себе, Она слушает. И соответственно, наоборот. Она Ему что-то рассказывает о себе. А Он слушает. По художественной литературе это нам хорошо знакомо. По изобразительному искусству - меньше.
Метафорический фокус заключается в том, что картины-репродукии Наталья Романова разорвала (и разрезала) на сотни и тысячи небольших кусочков. Потом все это мужественно перемещала. И отдавшись на волю случая, стала вклеивать живописные куски в едва намеченные графические композиции. Получилось невероятно красиво. И необычно. Ноги, руки, лица, грудь... и прочие части тел мужчин и женщин превратились в какие-то экзотические ландшафты. Например, в поляны цветов. Или в инопланетные холмы...
Скажем, если мужчина предлагает даме руку и сердце, то в придачу дает ей еще и миллион алых роз, распустившихся у него прямо на груди. Правда, не все коллажные сюжеты получились у Натальи Романовой столь романтическими. Внутренний мир некоторых “дядь и теть” оставляет желать лучшего. Кое-где пакостные мысли выплыли наружу. Зрители это сразу заметили и написали в книге отзывов, что отдельные коллажные персонажи напоминают им соседей по даче и коммунальным квартирам. В моменты ссор и разборок...

Филипп СОМОВ