Логотип - В грибе

НАТАЛЬЯ
РОМАНОВА

Иконка - меню

Публичные песни

Газета "Смена", 23 августа 2002 г.



Если б современная поэзия не потеряла слушателей, отобранных у нее товарным капитализмом, и оставалась популярной, как песни умерших Майка и Цоя, то получилось бы у женщины Натальи Романовой подняться на сцену и произнести, словно юный Маяковский, под приветственный рев толпы:
"Разве арктический бесчеловечный глаз
Сквозь желтый мел, сквозь сетку восточных пчел
Видит, как скрыто, будто бесцветный газ
Лимфой своей и флегмой тебя влечет?...”

Однако нынешний пиит общается в основном с себе подобными - книги выходят карликовыми тиражами. И это портит картину. Портит литературу и жизнь. В данном случае мы имеем дело с вполне сложившимся автором, талантливым человеком, положившим на алтарь искусства два поэтических сборника - "Публичные песни" и "Песня ангела на игле". Наталья Романова пишет в стиле русский экстрим. Ее читать - все равно что карабкаться по отвесной стене без страховки, в любой момент можно сорваться и ухайдакаться в кровавый блин. Но можно рассматривать литературную провокацию, как технический прием. Тогда душа, ждущая тихих зорь, не станет возмущаться и примет тексты поэтессы с жизнелюбивым оптимизмом. Подобные эмоции следует накалить в себе прежде, чем начнешь знакомиться с “Публичными песнями”. Сложно сказать, откуда у автора столько поселковой романтики и знаний русско-народных мерзостей, но книга впечатляет. Придурок убил бабушку электроплиткой. Марьяна спалила дом с кавказцами. Пьяный попик утопил младенца. Родители разбираются с брюхатой дочкой и ее бойфрендом:
"...Там ее полотенцем связали,
иссекли слабодышащий плод
и младенца живьем затолкали
убиенному парню в живот..."

Когда Наталья Романова читала стихи в Фонтанном доме, то местные старушки-ахматофилки возмущались и махали руками. Ну и пусть машут! Ты, друг читатель, запомни представленное имя и, если увидишь на прилавке названные книжки, купи непременно.

Владимир Рекшан