Логотип - В грибе

НАТАЛЬЯ
РОМАНОВА

Иконка - меню

Стихи под майонезом

Журнал "Диалог искусств" №6, 2018. Публикуется в авторской редакции

Еда в социальных сетях: от пабликов с блюдами за 100 рублей до любительской "пищевой поэзии"

Десять с небольшим лет назад в резонансной статье «Поколение проигравших» Андрей Архангельский клеймил генерацию «афишелей» и породивший их печатный орган за уделение одинакового количества внимания темам культуры и еды (с опасным креном в сторону последней). На сегодняшний день, окидывая взглядом информационное пространство, можно смело говорить о явном перевесе материальной пищи над духовной. Это неудивительно – парадоксальным образом свободный доступ к культурным артефактам совершенно обесценил их, и в мире, в котором практически любую книгу, фильм или музыкальный альбом можно скачать бесплатно, столь необходимая каждый день еда, имеющая конкретно выраженную материальную стоимость, имеет куда больше шансов приковать к себе внимание.

Анализируя паблики в социальных сетях, посвященные продовольствию, можно легко отметить два полюса. Первый предполагает превращение изображения еды в чисто эстетический феномен, для этого явления даже придуман специальный термин «Food porn». Действительно, фотографии «идеальных» блюд примерно настолько же далеки от реальности, как настоящий секс от его смоделированного постановочного изображения в фильмах категории XXX, точно так же для съемок используются совершенно несъедобного характера ухищрения (ограничимся классическим примером про крем для бритья, выглядящий на фото эффектнее кулинарного). Рассматривая посты с обложенными зеленью горами яиц-пашот с вытекающими желтками или десятиэтажными бургерами, мы сталкиваемся с едой не как объективной реальностью, а с совершенством, которое невозможно воплотить в повседневности.


Вывеска заведения общепита в Калининграде

Второй полюс – предельно антиэстетический, но столь же принадлежащий к миру идеальному. Замечательным образцом в данном случае является паблик «Выжить на сотку», в котором среди рецептов блюд, которыми можно полакомиться, затратив не более ста рублей, снабженных крайне малоаппетитными иллюстрациями, вы найдете описания приготовления жареного корня лопуха, запеченных мучных червей или бутербродов с сигаретным пеплом. Содержание и возвышенный тон постов, посвященных этим кулинарным изыскам, заставляет вспомнить, с одной стороны, жития христианских святых, с другой стороны – рецепты коктейлей из поэмы «Москва-Петушки», которые так же не стоит пытаться повторить в реальной жизни.

Между этими двумя полюсами располагаются тысячи кулинарных пабликов, в комментариях к постам которых процветают фудпозитив (восторженные одобряющие отклики, пересыпанные уменьшительно-ласкательными суффиксами) и фудшейминг (осуждение за выбор «неправильных» и вредных ингредиентов, нарушение канонических рецептов, внешний вид блюда). Разумеется, негативные отзывы всегда интереснее и привлекательнее положительных, и существуют целые сообщества, посвященные язвительному выстебыванию домохозяек за выложенные ими фотографии и описания «нямки», особенно достается любителям неадекватного «креативного» оформления блюд («волосатые» сосиски с воткнутыми в них макаронами, сделанные из майонезных салатов монстры и мультперсонажи и т. д.)


Наташа Романова. Ужин с топором. Коллаж. 2015 г.

Попытки добавить к еде культурную составляющую редко оказываются органичными. Все известные образцы «фуд-арта» сводятся к использованию продуктов для изготовления оптических иллюзий, реминисценций (а чаще просто повтора) шедевров мирового искусства, портретов знаменитостей, навеянных поп-культурой изображений. Эти произведения в лучшем случае деидеологизированы, в худшем авторы заявляют о своем протесте против неумеренного потребления, не уточняя, в чем он заключается на практике. Процветающую в видеоблогах и пабликах культуру «обзоров» на продукты питания (особое внимание уделяется шаурме / шаверме как главному символу современного потребления категории D, блогеры, тестирующие ее на себе, есть практически в каждом крупном городе) трудно отнести куда-либо, кроме категории «юмор». В них куда более важным, чем собственно объект описания, является образ, харизма обзорщика и его владение литературным слогом, варьирующимся от гипертрофированно возвышенного до столь же преувеличенно приземленного и приправленного грубой лексикой. Сама еда необходима блогерам главным образом как предлог для словесных упражнений, и ее нетрудно заменить любым другим объектом, что доказывает обилие схожих пабликов с названиями типа «Обзоры на всякую хрень».

По-настоящему культуры потребления продовольствия и нематериальных ценностей смыкаются в области любительской низовой поэзии. Изобилие стихотворного материала в современном интернете удивительно напоминает продуктовое изобилие, воцарившееся в городах с развитием сетевых супермаркетов эконом-класса. Так же, как их прилавки завалены «сырными продуктами», колбасой с заменителями животного жира и прочим доступным суррогатом, паблики социальных сетей «Одноклассники» и «Вконтакте» наполнены текстами, относящимися к поэзии по понятному каждому формальному признаку «складно и в рифму». Отсутствие недостатка в еде – одна из главных тем «пищевого» ответвления любительской интернет-поэзии:
«В дни праздничные каждый наблюдает
тревожную миграцию еды.
Еда из магазинов оседает
на наши бёдра, попы, животы.
В России на еде не экономят!
Для граждан этот лозунг как девиз.
Как статуи у плит стоят, готовят
хозяюшки нам кушанья на «бис».
– пишет поэт с затейливым именем Вадим Бальзамов. Это один из его самых известных текстов, «пошедший в народ», то есть многократно цитирующийся в социальных сетях уже без указания авторства. В народных пабликах типа «Позитив», «Все для души», «Какая есть, такую и любите» кипит бурная стихотворная жизнь, так же не заметная «интеллектуальному меньшинству» (пользователям «Фейсбука»), как незнакома успешным гражданам, едущим на дорогих машинах в «Азбуку вкуса» и на фермерские рынки, повседневность маркетов эконом-класса с их сбором «фишек» на посуду, раздачей «прыг-скокеров» и «прилипал» и очередями в единственную работающую кассу. Отличием любительского стихосложения от графоманского являются принципиально разные задачи – графоман (безосновательно) мечтает встроиться в историю литературы, прославить собственное имя и встать вровень с великими. Цели любительской поэзии принципиально иные – мотивировать, добавлять «позитивчика», «улыбнуть», а по сути произвести магическое действие – заговорить, ублажить недружелюбную действительность (подробнее об отличиях любительской и графоманской поэзии можно узнать из статьи Наташи Романовой «Счастье по-русски» в № 3 ДИ за 2015 г.).


Григорий Ющенко. Корректировка реальности. Картон, масло, смеш. техника. 2016 г. 2016

Неслучайно в ней одним из наиболее распространенных приемов при описании еды является ее перечисление, называние по имени, закрепление ее в реальном мире:
«Меня призывно борщ зовет,
Подмигивая ложкою,
Цыпленок гриль ко мне идет,
Хрустя румяной ножкою,
Взывают сырники ко мне,
Плеща сметаной бешено,
А бледность сыра, как во сне,
Кинзою занавешена.
И оливье, такой шельмец,
Косит в меня горошиной,
А крепкий, с хрустом, огурец,
Взял и прильнул к картошине.
Она же, розовый бочок,
Истаивает маслом,
И дерзко пахнет чесночок,
И баклажан в лампасах…»

Наиболее часто упоминающимися блюдами в любительской поэзии являются калорийная и считающаяся «неполезной» продукция: пицца, сосиски и, конечно же, майонез. Разумеется, рядом с ними встает и проблема переедания – одной из самых популярных тем становятся диеты, невозможность позволить себе определенную пищу, неспособность человека со слабой волей выдержать режим питания, принятие данного факта:
«И теперь - диета:
Утром вместо сала
Тощая редиска…
Как же задолбало!
На обед - морковка,
Пареная с репой…
Ох, наверно сдохну
Я с диетой этой!
А на ужин - фига,
На ночь кушать вредно…
Так прожил недолго -
Вторник, ну и среду.
На жену плевать мне
И на джинсы - тоже!
Обожрусь и лопну,
Но с довольной рожей!
Пусть я толстый парень,
Но зато я добрый:
Без диет и спорта
Жизнь - не жизнь, а отдых!»


Игорь Межерицкий. Черный юмор. Холст, масло. 1992 г.

Любительская «пищевая поэзия» вбирает в себя все свойства описываемых в ней продуктов – она так же избыточна, способна вызвать настоящую тошноту при чрезмерном употреблении и составляет несколько стыдную, но неотъемлемую часть повседневности. Она прочно заняла в ней место и, скорее всего, будет существовать до тех пор, пока у человека будет иметься потребность в еде и социальной коммуникации, находясь вне конвенционального культурного фона, но являясь неистребимой составляющей обыденного существования.

В целом же касаемо культуры еды в социальных сетях нельзя не вспомнить старый советский анекдот:« – Правда ли, что при коммунизме продукты можно будет заказывать по телефону? – Правда, только выдавать их будут по телевизору». Описанная в нем комическая ситуация сегодня преломилась еще более абсурдным образом – в наши дни граждане заказывают еду по телефону, чтобы тем или иным способом показать ее по телевизору (точнее, по заменившему его интернету) самостоятельно.

Наташа Романова, Григорий Ющенко