Ответы журналу "Афиша" 21-04-08
Журнал "Афиша", 21 апреля 2008 г. Оригинал: http://gorod.afisha.ru/archive/grig_uwenko/
Выставку петербургского художника Григория Ющенко «Реклама наркотиков» закрыли после скандала, устроенного тележурналистами Пятого канала и блатной певицей Ваенгой. Теперь Ющенко вызывают в Госнаркоконтроль и проводят экспертизы его работ.
— Почему у вас руки такие исцарапанные?
— Кота кормил. Утром явился в Госнаркоконтроль, прошел через металлоискатель «Гвоздика», попал в кабинет к сотруднику Борзову. Его смутила строка на работе «Питерские грибы» — «Лицензия ГНК», но я объяснил, что это сатира. Можно же в книгах или в сериалах изображать продажных ментов. Еще ГНК не нравится, что на работе про тарен, сделанной из афиши звезды романса Васильевой, написано: «ищите в аптечках химзащиты». То есть людям намекают, где брать.
— А кто решает, сатира это или пропаганда?
— Комиссия ГНК проведет экспертизу. Но единственная санкция, которая может быть, — мои работы запретят выставлять. Я в объяснительной написал, что считаю их антипропагандой, — так оно и есть. Вы только посмотрите на эти рожи.
— К слову, о рожах: афишу актера Козакова вы использовали для сюжета про гашиш, а певица Земфира у вас ест жуков.
— Я ищу юриста, чтобы доказать, что использование афиш не является клеветой или оскорблением. После неприятного случая с Александром Розенбаумом мы повесили объявление на сайте арт-группы «Протез», что афиша не имеет никакого отношения к личности исполнителя, это всего лишь массмедийный образ. Я бы и на афише Sex Pistols с удовольствием порисовал, и на «Гражданской обороне» моей любимой.
— Певица Елена Ваенга сорвала и скомкала вашу работу «Елена узнала, что такое скорость». А сколько она стоила?
— Ну вообще, штуку евро, но я не думаю, что с моей стороны будет правильно подавать на Ваенгу в суд за вандализм. Обращаться в суд, стучать в Госнаркоконтроль или милицию в случаях, когда нет уголовщины, — так могут поступать только совершенно мерзкие и подлые люди.
— У вас ведь и раньше были проблемы с милицией?
— Да, есть несколько интересных протоколов. Например, «несанкционированный обмен картин на окурки сигарет» — это когда мы в рамках художественной акции на Дворцовой площади обменивали свою живопись на 200 собранных окурков. А 2 декабря нас задержали рядом с избирательным участком. Оперативник Свистун в протоколе, во-первых, почему-то писал обо мне исключительно в женском роде — «Ющенко Г.С. стояла, Ющенко Г.С. сказала», а мою подругу поэтессу Наташу Романову обвинил вот в чем: «В руках Романова Н.В. держала мягкую игрушку (крыса-панк), на шее табличка «продам свой голос за бухло», тем самым открыто выражала свое мнение по поводу вопросов общественно-политического характера».
— А сейчас над чем работаете?
— Готовим акцию «Не пора ли разбогатеть». Она будет основана на идеологии бизнес-тренингов. Мы развесим объявления, возьмем в аренду зал, куда придут пенсионеры и всякие лохи. Сначала начнем по конспекту экономическую теорию задвигать, а потом объявим: «Деньги никогда не появляются сами, их можно только отнять!» И дальше речь пойдет о том, как разрезать сумку заточенной монетой или как взять кредит и не отдать. А реакцию людей будем снимать на видео.
— У вас есть специалисты в таких вопросах?
— Нет, но из прессы всякий бред можно натаскать. Вот «Экспресс-газета» — кладезь всего. К сожалению, все реже делаем акцию «Мы пришли пожрать». Мы ее придумали, когда в одной галерее нашли «мамлеевский зал»: там барная стойка, столы ломятся от жратвы и бухла, за ними сидят старцы и бородами в тарелку лезут — мамлеевская же сцена совершенно. Сделали футболки с надписями «Мы пришли пожрать», взяли видеокамеру, пришли на открытие выставки Сергея Сергеева и стали сливать шампанское в трехлитровую банку. Через 5 минут охрана нас выгнала. А вот в галерее Anna Nova обломались: жрать нечего, шампанское кончилось, носят воду из-под крана, а воду-то смешно сливать. Ну ладно выставки — они во все времена примерно одинаково плохие, а с фуршетами все хуже и хуже. В общем, гайки закручивают.
Вопросы задавала Екатерина Дементьева.